Стансы четвертые (Памяти Набокова)

1

❉❉❉❉

Есть некий дар, не больший из даров;

как бы расположение шаров,

почти бильярд – но если сразу сто,

задетые одним, летят в ничто.

Мой бедный друг, воображаешь ты

корзину беспримерной темноты?

ничуть не так. Вот замысел игры:

его объем есть острие иглы.

❉❉❉❉

2

❉❉❉❉

Дремучая зима, солнцеворот,

когда мороз свою лучину жжет.

Суровое созвездье-полуконь

стоит, нацелясь в низовой огонь

огнем другим – и чу, свистит стрела.

И чучело альпийского орла

за перевалом бренности земной,

словно рожок, беседует со мной.

❉❉❉❉

3

❉❉❉❉

Как странно: быть, не быть, потом начать

немного быть; сличать и различать,

как бабочка, летающий шатер

с углом и лампой, с линиями штор,

кончать одно и думать о другом,

как облако, наполнить целый дом,

сгуститься в ларчик, кинуться в иглу

и вместе с ней скатиться в щель в углу.

❉❉❉❉

4

❉❉❉❉

И триста лет лежать себе в пыли –

и вдруг звучать, как бой часов вдали.

❉❉❉❉

5

❉❉❉❉

Неслышимая музыка звучней.

Собрав мирьяд рассеянных лучей,

она для нас играет за углом

огромным зажигательным стеклом.

И нравится ее простая весть

о том, что все не здесь – и снова здесь,

что искрится хрусталик слуховой,

как снежный порох в бездне меховой…

❉❉❉❉

6

❉❉❉❉

Что это, арфа, клавиши? мой друг,

ничто нам не напомнит этот звук.

То в Альпах непроглядная пурга,

то легкий дух трубит в свои рога.

То дух созвучий, двух и снова двух,

и тот далеко отлетевший дух,

который наполняет этот стих,

как фульский кубок в глубинах морских.

❉❉❉❉

7

❉❉❉❉

Среди старинных стесанных монет

и денег государств, которых нет,

дукатов, и цехинов, и гиней –

среди всего, что умный казначей

собрал по свету и послал назад,

где всё сочтет подводный нумизмат, –

дух говорит, как клады из волны,

изъеденные солью глубины.

❉❉❉❉

8

❉❉❉❉

Клянусь: и дар, и несравненный труд,

и этот всё вмещающий сосуд,

который сохраняют времена

для некоего нового вина,

мы берегли ревнивей, чем король

из неизвестной Фулы: только соль

возьмет его, когда я предпочту,

как пустота, увидеть пустоту.

❉❉❉❉

9

❉❉❉❉

Затем, что, замирая перед ней,

живая плоть исполнена теней

или видений: дуя на ожог,

бессмертие играет, как рожок.

И сладостно меж образов своих,

шаров, шатров и коридоров их

существовать. Но сладостней всего

уйти из них, не помня ничего.

❉❉❉❉

10

❉❉❉❉

А эти все, кто мучает других,

кто скверными губами скверный стих

разжевывает, кто сует в гробы

учебники рабов: мы не рабы, –

кто хочет зла, как будто зло – еда,

и сам себе отвратен навсегда

и выветрится, как кухонный чад, –

мне жалко их. Но пусть они молчат.

❉❉❉❉

11

❉❉❉❉

Никто не знает, где он будет жив

и где живет, разлуку разложив

на колебанья зрительной волны

фосфоресцирующей глубины,

как дух и тень. И всё соединит,

и всё рассыплет. Царственный магнит,

дар привлекает множество даров

и катится, как ливень из шаров.

❉❉❉❉

12

❉❉❉❉

Так выпьем кубок, сложенный, как соль,

за эту жизнь, похожую на боль –

и всё же на пастушеский рожок.

За дальний звук, который ум зажег

и сердце отогрел – и не могло

перемениться смутное стекло.

Еще за то, что мы прискорбно злы.

❉❉❉❉

За милосердье – острие иглы.

❉❉❉❉

Категории стихотворения ✍Ольга Седакова: Стансы четвертые (Памяти Набокова)