Эскиз поэмы

I

❉❉❉❉

22-го бросилась женщина из застрявшего лифта,

где не существенно — важно в Москве —

тронулся лифт гильотинною бритвой

по голове!

❉❉❉❉

Я подымаюсь. Лестница в пятнах. Или я спятил? И так до дверей.

Я наступаю рифлеными пятками

по крови твоей, по крови твоей, по крови твоей…

❉❉❉❉

«Милая, только выживи, вызволись из озноба,

если возможно — выживи, ежели невозможно —

выживи, тут бы чудо!— лишь неотложку вызвали…

выживи!..

как я хамил тебе, милая, не покупал миндалю,

милая, если только — шагу не отступлю…

Если только…»

❉❉❉❉

II

❉❉❉❉

«Милый, прости меня, так послучалось,

Просто сегодня

все безысходное — безысходней,

наипечальнейшее — печальней.

❉❉❉❉

Я поняла — неминуема крышка

в этом колодце,

где любят — не слишком, крикнешь — не слышно,

ни одна сволочь не отзовется!

❉❉❉❉

Все окружается сеткой железной. Милый, ты рядом. Нет, не пускает.

Сердце обрежешь, но не пролезешь.

Сетка узка мне.

❉❉❉❉

Ты невиновен, любимый, пожалуй.

Невиноватые — виноватей.

Бьемся об сетку немилых кроватей.

Ну, хоть пожара бы!

❉❉❉❉

Я понимаю, это не метод.

Непоправимое непоправимо.

Но неужели, чтобы заметили —

надо, чтоб голову раскроило?!

❉❉❉❉

Меня не ищи. Ты узнаешь о матери,

что я уехала в Алма-Ату.

Со следующей женщиной будь повнимательней.

Не проморгай ее, женщину ту…»

❉❉❉❉

III

❉❉❉❉

Открылись раны — не остановишь,— но сокровенно

❉❉❉❉

открылось что-то, свежо и ноюще, страшней, чем вены.

❉❉❉❉

Уходят чувства, мужья уходят, их не удержишь,

❉❉❉❉

уходит чудо, как в почву воды, была — и где же?

❉❉❉❉

Мы как сосуды налиты синим, зеленым, карим,

❉❉❉❉

друг в друга сутью, что в нас носили, перетекаем.

❉❉❉❉

Ты станешь синей, я стану карим, а мы с тобою

❉❉❉❉

непрерываемо переливаемы из нас — в другое.

❉❉❉❉

В какие ночи, какие виды, чьих астрономищ?

❉❉❉❉

Не остановишь — остановите!— не остановишь.

❉❉❉❉

Текут дороги, как тесто город, дома текучи,

❉❉❉❉

и чьи-то уши текут как хобот. А дальше — хуже!

А дальше…

❉❉❉❉

Все течет. Все изменяется. Одно переходит в другое.

❉❉❉❉

Квадраты расползаются в эллипсы.

Никелированные спинки кроватей текут, как разварившиеся макароны.

Решетки тюрем свисают, как кренделя или аксельбанты.

❉❉❉❉

Генри Мур, краснощекий английский ваятель, носился по биллиардному сукну своих подстриженных газонов.

❉❉❉❉

Как шары блистали скульптуры,

но они то расплывались как флюс, то принимали изящные очертания тазобедренных суставов.

«Остановитесь!— вопил Мур.— Вы прекрасны!..»—

Не останавливались.

❉❉❉❉

По улицам проплыла стайка улыбок.

❉❉❉❉

На мировой арене, обнявшись, пыхтели два борца.

Черный и оранжевый.

Их груди слиплись. Они стояли, походя сбоку

на плоскогубцы, поставленные на попа.

❉❉❉❉

Но-о ужас! На оранжевой спине угрожающе проступали черные пятна.

❉❉❉❉

Просачивание началось. Изловчившись, оранжевый крутил ухо соперника и сам выл от боли — это было его собственное ухо.

Оно перетекло к противнику.

❉❉❉❉

Мцхетский замок сползал по морщинистой коже плоскогорья, как мутная слеза обиды за человечество.

❉❉❉❉

Букашкина выпустили.

Он вернулся было в бухгалтерию, но не смог ее обнаружить, она, реорганизуясь, принимала новые формы.

❉❉❉❉

Дома он не нашел спичек. Спустился ниже этажом. Одолжить.

В чужой постели колыхалась мадам Букашкина.

«Ты как здесь?»

«Сама не знаю — наверно, протекла через потолок».

❉❉❉❉

Вероятно, это было правдой.

Потому что на ее разомлевшей коже, как на разогревшемся асфальте, отпечаталась чья-то пятерня с перстнем.

И почему-то ступня.

Радуга,

зацепившись за два каких-то гвоздя в небе, лучезарно провисала, как ванты Крымского моста.

Вождь племени Игого-жо искал новые формы перехода от феодализма к капитализму.

Все текло вниз, к одному уровню, уровню моря.

Обезумевший скульптор носился, лепил, ридавая предметам одному ему понятные идеальные очертания,

но едва вещи освобождались от его пальцев,

как они возвращались к прежним формам, подобно тому, как расправляются грелки или резиновые шарики клизмы.

❉❉❉❉

Лифт стоял вертикально над половодьем, как ферма по колена в воде.

«Вверх — вниз!»

Он вздымался, как помпа насоса,

«Вверх — вниз»,

Он перекачивал кровь планеты.

❉❉❉❉

«Прячьте спички в местах, недоступных детям».

Но места переместились и стали доступными.

«Вверх — вниз».

❉❉❉❉

Фразы бессильны. Словаслилисьводнуфразу.

Согласные растворились.

Остались одни гласные.

«Оаыу аоии оааоиаые!..»

❉❉❉❉

Это уже кричу я.

Меня будят. Суют под мышку ледяной градусник.

Я с ужасом гляжу на потолок.

Он квадратный.

❉❉❉❉

P. S.

❉❉❉❉

Мне снится сон. Я погружен

на дно огромной шахты лифта.

Дамоклово, неумолимо

мне на затылок

мчится

он!

❉❉❉❉

Вокруг кабины бьется свет,

как из квадратного затменья,

чужие смех и оживленье…

нет, я узнаю ваш гул участливый,

герои моего пера,

Букашкин, банщица с ушатом,

пенсионер Нравоучатов,

ах, милые, etc,

❉❉❉❉

я создал вас, я вас тиранил,

к дурацким вынуждал тирадам,

благодарящая родня

несется лифтом

на меня,

❉❉❉❉

я в клетке бьюсь, мой голос пуст,

проносится в мозгу истошном,

что я, и правда, бед источник,

пусть!..

❉❉❉❉

Но в миг, когда меня сомнет,

мне хорошо непостижимо,

что ты сегодня не со мной.

И тем оставлена для жизни.

❉❉❉❉