На выставке Карла Вейлинка

Аде Струве  

❉❉❉❉

I  

❉❉❉❉

Почти пейзаж. Количество фигур,  
в нем возникающих, идет на убыль  
с наплывом статуй. Мрамор белокур,  
как наизнанку вывернутый уголь,  
и местность мнится северной. Плато;  
гиперборей, взъерошивший капусту.  
Все так горизонтально, что никто  
вас не прижмет к взволнованному бюсту.  

❉❉❉❉

II  

❉❉❉❉

Возможно, это — будущее. Фон  
раскаяния. Мести сослуживцу.  
Глухого, но отчетливого «вон!».  
Внезапного приема джиу-джитсу.  
И это — город будущего. Сад,  
чьи заросли рассматриваешь в оба,  
как ящерица в тропиках — фасад  
гостиницы. Тем паче — небоскреба.  

❉❉❉❉

III  

❉❉❉❉

Возможно также — прошлое. Предел  
отчаяния. Общая вершина.  
Глаголы в длинной очереди к «л».  
Улегшаяся буря крепдешина.  
И это — царство прошлого. Тропы,  
заглохнувшей в действительности. Лужи,  
хранящей отраженья. Скорлупы,  
увиденной яичницей снаружи.  

❉❉❉❉

IV  

❉❉❉❉

Бесспорно — перспектива. Календарь.  
Верней, из воспалившихся гортаней  
туннель в психологическую даль,  
свободную от наших очертаний.  
И голосу, подробнее, чем взор,  
знакомому с ландшафтом неуспеха,  
сподручней выбрать большее из зол  
в расчете на чувствительное эхо.  

❉❉❉❉

V  

❉❉❉❉

Возможно — натюрморт. Издалека  
все, в рамку заключенное, частично  
мертво и неподвижно. Облака.  
Река. Над ней кружащаяся птичка.  
Равнина. Часто именно она,  
принять другую форму не умея,  
становится добычей полотна,  
открытки, оправданьем Птоломея.  

❉❉❉❉

VI  

❉❉❉❉

Возможно — зебра моря или тигр.  
Смесь скинутого платья и преграды  
облизывает щиколотки икр  
к загару неспособной балюстрады,  
и время, мнится, к вечеру. Жара;  
сняв потный молот с пылкой наковальни,  
настойчивое соло комара  
кончается овациями спальни.  

❉❉❉❉

VII  

❉❉❉❉

Возможно — декорация. Дают  
«Причины Нечувствительность к Разлуке  
со Следствием». Приветствуя уют,  
певцы не столь нежны, сколь близоруки,  
и «до» звучит как временное «от».  
Блестящее, как капля из-под крана,  
вибрируя, над проволокой нот  
парит лунообразное сопрано.  

❉❉❉❉

VIII  

❉❉❉❉

Бесспорно, что — портрет, но без прикрас:  
поверхность, чьи землистые оттенки  
естественно приковывают глаз,  
тем более — поставленного к стенке.  
Поодаль, как уступка белизне,  
клубятся, сбившись в тучу, олимпийцы,  
спиною чуя брошенный извне  
взгляд живописца — взгляд самоубийцы.  

❉❉❉❉

IV  

❉❉❉❉

Что, в сущности, и есть автопортрет.  
Шаг в сторону от собственного тела,  
повернутый к вам в профиль табурет,  
вид издали на жизнь, что пролетела.  
Вот это и зовется «мастерство»:  
способность не страшиться процедуры  
небытия — как формы своего  
отсутствия, списав его с натуры.  

❉❉❉❉

1984  

❉❉❉❉

Категории стихотворения ✍Иосиф Бродский: На выставке Карла Вейлинка