Meч

1  

❉❉❉❉

Меч создал справедливость.  

❉❉❉❉

2  

❉❉❉❉

Насильем скованный,  
Отточенный для мщенья, —  
Он вместе с кровью напитался духом  
Святых и праведников,  
Им усекновенных.  
И стала рукоять его ковчегом  
Для их мощей.  
(Эфес поднять до губ —  
Доныне жест военного салюта.)  
И в этом меч сподобился кресту —  
Позорному столбу, который стал  
Священнейшим из символов любви.  

❉❉❉❉

3  

❉❉❉❉

На справедливой стали проступили  
Слова молитв и заповеди долга:  
«Марии — Деве милосердной — Слава».  
«Не обнажай меня без нужды,  
Не вкладывай в ножны без чести».  
«In te, о Domine, speravi!»  
(На тебя, Господи, уповаю! (лат.)) —  
Восклицают средневековые клинки.  
Меч сосвященствовал во время  
Литургии,  
Меч нарекался в таинстве крещенья.  
Их имена «Отклер» и «Дюрандаль»  
Сверкают, как удар.  
И в описях оружья  
К иным прибавлено рукой писца:  
«Он — фея».  

❉❉❉❉

4  

❉❉❉❉

Так из грабителя больших дорог  
Меч создал рыцаря  
И оковал железом  
Его лицо и плоть его; а дух  
Провел сквозь пламя посвященья,  
Запечатляя в зрящем сердце меч,  
Пылающий в деснице Серафима:  
Символ земной любви,  
Карающей и мстящей,  
Мир рассекающий на «да» и «нет»,  
На зло и на добро.  
«Si! Si! — No! No!» —  
Как утверждает Сидов меч «Тисона».  

❉❉❉❉

5  

❉❉❉❉

Когда же в мир пришли иные силы  
И вновь преобразили человека,  
Меч не погиб, но расщепился в дух:  
Защитницею чести стала шпага —  
Ланцет для воспаленных самолюбий  
А меч —  
Вершителем судебных приговоров.  
Но, обесчещенный,  
Он для толпы остался  
Оракулом  
И врачевателем болезней;  
И палачи, собравшись, хоронили  
В лесах Германии  
Усталые мечи,  
Которые отсекли  
Девяносто девять.  

❉❉❉❉

6  

❉❉❉❉

Казнь реформировал  
Хирург и филантроп,  
И меч был вытеснен  
Машинным производством,  
Введенным в область смерти; и с тех пор  
Он стал характером,  
Учением, доктриной:  
Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной —  
Антиномией Кантова ума.  

❉❉❉❉

7  

❉❉❉❉

О, правосудие,  
Держащее в руках  
Весы и меч! Не ты ль его кидало  
На чашки мира: «Горе побежденным!»?  
Не веривший ли в справедливость  
Приходил  
К сознанию, что надо уничтожить  
Для торжества ее  
Сначала всех людей?  
Не справедливость ли была всегда  
Таблицей умноженья, на которой  
Труп множили на труп,  
Убийство на убийство  
И зло на зло?  
Не тот ли, кто принес «Не мир, а меч»,  
В нас вдунул огнь, который  
Язвит и жжет, и будет жечь наш дух,  
Доколе каждый  
Таинственного слова не постигнет:  
«Отмщенье Мне и Аз воздам за зло».  

❉❉❉❉

1 февраля 1922  
Коктебель  

❉❉❉❉

Категории стихотворения ✍Максимилиан Волошин: Meч